Прокурор разъясняет. О взимании денежных средств с родителей в образовательных организациях.
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных образовательных организациях относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и осуществляется путём предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников, учебных пособий и иных средств обучения.
В полномочия органов местного самоуправления входит содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Взимание с родителей обучающихся общеобразовательных организаций платы за оказываемые услуги и иные мероприятия, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт бюджетных ассигнований соответствующего бюджета Российской Федерации, противоречит законодательству Российской Федерации.
Родители учащихся также не должны оплачивать деятельность по содержанию и охране зданий образовательных организаций, материально-техническому обеспечению и оснащению образовательного процесса.
Таким образом, установление каких-либо денежных взносов (сборов) и иных форм материальной помощи в процессе обучения в образовательной организации является незаконным.
Родители учащихся вправе принимать самостоятельное и добровольное решение об оказании благотворительной помощи образовательной организации. При этом порядок привлечения добровольных пожертвований регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Принуждение родителей учеников к внесению добровольных пожертвований недопустимо.
Установление фиксированных сумм для благотворительной помощи противоречит принципу добровольности и является одной из форм принуждения (оказания давления на родителей).
Нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконные отказ в приёме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации влечёт административную ответственность по ч. 1 ст. 5.57 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа на соответствующих должностных лиц или образовательные организации.
Размер штрафа за данное правонарушение составляет от 30 тысяч до 50 тысяч рублей на должностных лиц, от 100 тысяч до 200 тысяч рублей на юридических лиц.

Помощник прокурора района

младший советник юстиции М.А. Маликов

Прокурор разъясняет. Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних
В соответствии с частью 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Частью 1 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. Так, родители или иные законные представители несовершеннолетних за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних могут быть привлечены в соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ к административной ответственности. Кроме этого, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, является преступлением (ст.156 УК РФ), которое предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции М.А. Маликов

 

 

Прокурор разъясняет. Назначение социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны

В соответствии с Федеральным законом от 18.07.2017 № 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации РФ от 26.10.2017 № 756н внесены изменения в некоторые приказы Министерства труда и социальной защиты по вопросам установления социальных пенсий.

Внесенные изменения прописывают порядок назначения социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны.
Так, для назначения социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, необходим документ, подтверждающий, что государственная регистрация рождения ребенка произведена на основании поданного органом внутренних дел, органом опеки и попечительства либо медицинской организацией, воспитательной организацией или организацией социального обслуживания заявления о рождении найденного (подкинутого) ребенка или о рождении ребенка, оставленного матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего ее личность, в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов.

Кроме того, для подтверждения дополнительных условий назначения социальной пенсии детям, оба родителя которых неизвестны, необходим документ об обучении по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 года. Документ зарегистрирован в Минюсте РФ 21.11.2017 за № 48965.

 

Помощник прокурора района

младший советник юстиции М.А. Маликов

Внесены изменения о правилах информирования инвалидов о реализации прав на получение образования

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2017 года № 575 внесены изменения в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации.

Теперь, образовательные учреждения обязаны размещать информацию о возможностях получения образования для инвалидов. Согласно данного Постановления информация, которую образовательные организации обязаны размещать на официальном сайте, дополнена сведениями об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

На сайтах образовательных организаций будут размещаться сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ.

 

 

Прокуратурой Базарно-Карабулакского района проведена проверка соблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокуратурой района в связи с поступившей информацией органов опеки и попечительства Базарно-Карабулакского района проведены проверки дошкольных образовательных учреждений, которые посещают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В ходе проверки выявлены факты нарушения ч.3 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части несоблюдения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является на посещение дошкольных образовательных учреждений без взимания платы за присмотр и уход за детьми.

Проверка показала, что 6 муниципальными дошкольными учреждениями указанные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не соблюдаются.

По результатам проведенных проверок в отношении 6 директоров муниципальных дошкольных учреждений возбуждены дела об административных правонарушениях по ч.2 ст. 5.57 КоАП РФ, которые рассмотрены и виновным лица назначено наказание в виде штрафа в размере 10.000 рублей, начальнику управления образования внесено представление, с требованием возместить незаконно полученную плату.

По результатам рассмотрения представления, незаконно полученные денежные средства в размере 146.056 рублей возмещены в полном объеме в отношении 10 детей.

Указанная информация также направлена для согласования в отдел по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи.

 

 

Вопрос: Какие предусмотрены льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей посещающим дошкольные учреждения при взимании родительской платы?

Ответ: В соответствии с ч.1 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

Согласно ч.3 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

Таким образом, родительская плата за детей-сирот и детей оставшихся без попечении я родителей посещающих государственные и муниципальные дошкольные учреждения не взимается.

При этом, закон не предусматривает, чтобы законные представители обращались с заявлением об освобождении и (или) компенсации родительской платы, достаточно предоставить документы при устройстве ребенка в дошкольное учреждения.

Аналогичные льготы предусмотрены и для детей-инвалидов, а также детей с туберкулезной интоксикации. Для получения льготы при устройстве в учреждение данных детей необходимо предоставить соответствующие документы о состоянии их здоровья.

Прокуратурой района проведена проверка исполнения требований действующего законодательства об образовании, а также противодействия экстремизма в молодежной среде, в ходе, которой установлено, что должностными лицами образовательных учреждения нарушаются требования законодательства в указанной сфере.

Установлено, в 24 образовательных учреждениях района обеспечено оказание услуг связи, в том числе телематических (подключение и выделенный доступ к сети Интернет).

Как показала проверка, программное обеспечение, установленное на компьютерах в кабинете информатики ввиду низкого уровня системы фильтрации, не обеспечивает должный уровень защиты от Интернет-ресурсов, содержащих информацию, не совместимую с целями образования, в том числе, информацию, внесенную в Федеральный список экстремистских материалов.

Беспрепятственный доступ к подобной информации возможен как через сетевые поисковые системы, к примеру «Google», так и при вводе названия Интернет-ресурсов в адресной строке Интернет-браузера.

В связи с указанными нарушениями закона прокуратурой района внесено 24 представления в адрес директоров образовательных учреждений, которые рассмотрены и удовлетворены, 24 лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

Внесены изменения в законодательство, устанавливающие дополнительные гарантии социальной поддержки безработных детей-сирот.

Федеральным законом от 01.05.2017 № 89-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», устанавливающие дополнительные гарантии указанной категории лиц.

Так, впервые признанным безработными и ищущим работу детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат выплате пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости.

Общий период выплаты пособия по безработице и стипендии в размере среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте РФ не может превышать шести месяцев.

По истечении полугода со дня регистрации в качестве безработных, а также при достижении 23 лет пособие по безработице и стипендия выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Законом предусматривается также обязанность работодателя обеспечить указанным лицам, увольняемым в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим трудоустройством у данного или другого работодателя.

 

Прокуратурой Базарно-Карабулакского района осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления ресурсов, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

При проведении данного мониторинга установлено, что на одном из интернет ресурсов сайте содержится статья под названием «Можно ли обналичить материнский капитал?», в которой, описаны незаконные способы обналичивания материнского капитала.

Сведения, размещенные на сайте вводили в заблуждение неопределенный круг лиц о том, что допустимо получение денежных средств путем продажи материнского капитала, а также совершения незаконных сделок с недвижимостью.

Незаконное распоряжение средствами материнского капитала образует состав преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ - мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

В связи с этим в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" распространение указанной информации запрещено.

По данному факту прокуратурой района в суд направлено исковое заявление о признании информации запрещенной для распространению на территории РФ и блокировки интернет-ресурса содержащего указанную информацию.